Начался сезон практики, время делиться впечатлениями.

Начался сезон...
Морская практика в Греции 2017,  яхтенная школа Yacht Travel Sailing School

Начался сезон практики, время делиться впечатлениями.

июня 14/Алексей Полунин/ Алексей Полунин

Начался сезон практики, время делиться впечатлениями. Одно из необходимых инструктору качеств – умение видеть уровень подготовки и возможностей учеников.

Редко встречаются люди одинаково подготовленные, имеющие равный уровень восприятия и способности к обучению. Так обычно бывает в сформированной и готовой команде, прошедшей отбор, сортировку и совместное обучение. В любительском яхтинге всё наоборот – обычно собирается команда из людей разных и незнакомых; а если и знакомых, то со сложившимися отношениями, которые часто не подходят для эффективного режима обучения.

Теоретические занятия не могут выявить, как на практике человек реализует полученные знания. Поэтому система обучения должна иметь первоначальный план, корректируемый инструктором после первичных (по сути – вводных) занятий под реальные условия места, времени, экипажа, погоды.

Управление парусной яхтой условно делиться на «стандартные приёмы» и «творческие комбинации». Действия, которые делаются вне зависимости от ситуации, всегда одинаково, не требующие раздумий и принятия каких-то решений – стандартные приёмы – должны быть показаны, опробованы и отработаны до фактического автоматизма (память тела – 200 повторений) в первую очередь. Это необходимо для того, чтобы освободить пространство внимания ученика для «творческих комбинаций» - в противном случае перед, например, швартовкой, ученик будет думать о том, как накладывать трос на утку вместо наблюдения за обстоятельствами (ветер, движение в марине, инерция яхты, действия экипажа и пр.) и своевременного реагирования. Аналогия с автомобилем – вместо того, чтобы смотреть на дорогу, ученик смотрит на коробку передач.

Примеры стандартных действий:

- накладывание троса на утку, битенг, пал;

- вязка узлов в различных ситуациях;

- быстрое выбирание длинного троса;

- бухтование тросов;

- заведение кормовых под релинг с последующей подготовкой конца для бросания на причал;

- подготовка конца для постановки на буй на баке;

- работа с тросом на лебедке (наложение - снятие шлагов на лебедку и в стопор, подбивка троса, потравка троса, быстрое снятие шлагов) в совокупности со стопорами различных видов, с использованием рукоятки и без;

- приём вставления и вынимания рукоятки лебедки одной рукой;

- работа с фаловыми стопорами;

- работа с тросом на мачте (с учётом взаимодействия с фаловым);

- приёмы бросания троса (на большое расстояние, накидывание «серьги» на пал или утку на причале);

и прочие.

Не следует недооценивать эти простые действия – в первую очередь самим курсантам. Если вы не даете себе труда выучить азбуку, продвижения вперед и развития будет мало, обучение превратиться в «пэканье - мэканье», топтание на месте и повторение одних и тех же ошибок. А время обучения ограничено.

Можно привести множество примеров из практики, когда выполнение маневра задерживается или совсем останавливается из-за того, что ученик не может выполнить простое действие. Двинуть процесс вперед могут только совместные усилия инструктора и ученика – наивно думать, что инструктор сделает всё сам. Можно взять гениального инструктора, лучшую яхту и идеальные условия, но если ученик не прикладывает усилий, несмотря на то, что всё оплачено, ничего не произойдет.

Главные инструменты рулевого яхты – штурвал и ручка газ-реверс. Именно этими инструментами должны выполняться задачи по перемещению яхты в пространстве, всё остальное – вторично либо уже после остановки. Часто начинающие не понимают диапазона возможностей совместного использования этих инструментов и не работают ими. Помнят о кранцах, о мурингах, о подруливающем устройстве – но забывают просто повернуть штурвал на нужный оборот чтобы придать необходимое положение яхте.

Важный момент – понимание единоначалия и командной работы на яхте. Не следует во время маневра, после отдачи команды, пытаться предложить другие варианты действий или задавать уточняющие вопросы. Всё это можно сделать ДО или ПОСЛЕ занятия, на разборе учебного дня. Иначе, вместо того, чтобы увидеть маневр и участвовать в его выполнении (то есть получить конкретный опыт), ученик получает порцию разговоров или пререканий. Ну представьте – вы шкипер (руководитель) – вы составили последовательность действий для маневра, отдаете команду – а вам, вместо четкого исполнения команды, начинают что-то рассказывать. Так не будет действия, и никакой опыт получить не удастся – ни положительный, ни отрицательный. Это просто потеря времени.

В общем случае рулевой должен ногами чувствовать яхту, руками – перо руля, а лицом – направление ветра. Необходимость чувствовать очевидна - ведь не будешь постоянно смотреть на «ворону» или на положение вымпелов. Это требуется делать только периодически, чтобы подвергать необходимой проверке собственные ощущения. А умение чувствовать нарабатывается только опытом - то есть действием, а не разговорами. В том числе, действие может быть и ошибочным, этого не следует бояться. Кто не ошибается – сами знаете.

Спасибо за внимание.



Похожие страницы


Комментарии/ 0


Оставить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
НАШ БЛОГ

В нашем блоге интересную и полезную информацию для себя найдут как опытные яхтсмены, так и новички. А также мы будем извещать вас о всех наших событиях и мероприятиях. Советуем подписаться на нашу рассылку, чтобы первыми получать свежие новости и предложения!

Подпишись и получай лучшие предложения! Экономь до 50% на чартерах!