Заметки о морской практике. Греция 2016.

15 октября стартовала...
Морская практика Греция 2016. Yacht Travel Sailing School

Заметки о морской практике. Греция 2016.

октября 27/Светлана Олишевская/ Светлана Олишевская

15 октября стартовала очередная морская практика. Студенты нашей яхтенной школы, вооружившись теоретическими знаниями, готовились перейти к заданиям практическим.

Греция встретила практикантов теплым солнцем и легким ветерком, сразу же заставив забыть о серой промозглой погоде дома. Прибыв в Марину Алимос, у ребят захватило дух от белоснежного великолепия: куда ни брось взгляд, вокруг только яхты, яхты, яхты… Здесь практикантов уже поджидали две красавицы  - Sun Odyssey 439 Esperanza и Dufour 385 Minoas, на которых ребятам предстояло провести учебную неделю. Шаг на палубу – и теперь уж точно всё по-настоящему, назад дороги нет.

Знакомство с яхтами проходило весьма кропотливо: сначала общий инструктаж, техника безопасности, правила пользования гальюном (туалетом). Документация – немаловажный процесс. Принимая яхту от чартерной компании, вы подписываетесь под всем, что изложено в чек-листе, а значит, сдавать ее вы будете по тому же чек-листу. Отнестись к этому процессу невнимательно – значит рисковать деньгами экипажа.

 

Затем осмотрели каждый закоулок яхты: мотор, приборы, "танки"; ощупали на палубе каждый шкот и каждый стопор, паруса, якорь, кранцы… Вообще, за один раз все элементы яхты запомнить непросто – мозг начинает кипеть. Поэтому в течение недели хорошей привычкой является постоянно всё ощупывать, изучать, рассматривать – в дальнейшем это поможет быстрее понимать, что происходит в тот или иной момент. К примеру, поднимаем грот, а он поднимается ну очень туго. Причину нужно выявить как можно скорее – иначе ветер можно запросто порвать парус, пока матрос думает, что же не так. Мозг шкипера должен соображать максимально быстро, а для этого нужно абсолютное понимание яхты: где, что и как на ней устроено.

Ребята с нетерпением поглядывали за выходящими из марины лодками: всем уже не терпелось встать за штурвал и почувствовать настоящую силу моря. Но всему своё время: предстоял вечерний переход, и нужно было закрепить первичные умения.  Вспомнили вязание морских узлов, проложили маршрут, потренировались принимать и отдавать швартовы и, наконец, отправились из Афин на остров Метана.

Вечерний переход из Афин на Метану сразу же окунул практикантов в сложные ночные условия навигации.

 

- По левому борту два огонька.

- Какие предположения, что это может быть?

- Может, маяк?

 

Через пять минут два огонька превратились в огромный корабль, который необходимо было пропустить. Это невероятно, с какой скоростью движутся большие корабли и паромы. Кажется, что они на огромном расстоянии, и вот уже через пять-десять минут эта махина проходит у вас перед носом. Прикинуть скорость движущегося вдалеке судна, определить направление ветра, дрейфа - и в этот момент вы понимаете, насколько важна точность этих расчетов. На первом месте - всегда безопасность.

 

- Кто-то ведет обзор 360°?

- О, паром сзади по правому борту!

- Наконец-то заметили...

 

Кажется, ну как можно не заметить огромное судно с горящими огнями? Но стоит на минуту потерять бдительность, как огни судна по правому борту в темноте сливаются с огнями города.

 

- Куда идешь?! Там же суша!

- А мне так лучше видно.

 

Шутки на борту разряжают атмосферу, но уместны они только в тех случаях, когда всё относительно безопасно. Почему относительно? Потому что в море всегда нужно быть начеку. «Любой объект на горизонте – потенциальная опасность. Если горизонт пуст – это еще ничего не значит».

 

- Эй, а почему винт разворачивает корму?

- Это ты мне скажи!

 

Морская наука постигается не сразу, и ожидания того, что получится всё и сразу, "слегка" не оправдываются. Но это не останавливает тех, кто стремится стать настоящим шкипером. Даже наоборот: подстегивает понять, научиться, обрести уверенность на палубе и, в конце концов, овладеть морской стихией.

 

На Метане потренировались подходить к причалу – это оказалось не таким простым манёвром. Мало рассчитывать только на своё умение: только приноровишься к штурвалу и мотору, как внезапно изменившийся ветер и волна сводит на нет все намерения подойти к причалу ровно. Попрактиковавшись, вышли на Порос.

 

Первый переход под парусами показал ребятам, что справиться со стакселем и гротом на 44-футовой яхте - достаточно сложное дело, требующее полной отдачи внимания и физических сил. Сделали соответствующий вывод: показатель серьёзности ситуации на борту характеризуется полным отсутствием шуток. И это абсолютно точное замечание - когда управляешь яхтой под парусом со скоростью 7 узлов при скорости ветра в 20 - тут уж не до смеха. После двухчасового перехода, когда каждый лично постоял за штурвалом, у ребят смешанные чувства: легкая дрожь в коленях от длительной мобилизации сил, и в то же время - счастливая мысль: "Я действительно управлял яхтой под парусом!»

Остров Порос – чудесное место с гостеприимными тавернами, которые щедро и вкусно накормят после активного сейлинга. Отдых важен - тем более, что на следующее утро предстоял переход в бухту возле городка Эрмиони. Ребята еще не знали, что им утром предстояло лавировать между двухметровых волн, удерживая вырывающийся из рук штурвал.

 

Управление яхтой под парусом в жестких условиях предоставило незаменимый опыт: при сильной качке крутить лебедку, удерживать штурвал, подбирать паруса и концентрироваться на словах капитана, который неумолим к начинающим яхтсменам и требует полной самоотдачи. По мере приближения к Эрмиони ветер немного стих, и волны успокоились. Под парусами яхта зашла в южную бухту, где открылся невероятно живописный вид городка, который, казалось, может существовать только в сказках.

 

Бухты Эрмиони будто созданы для того, чтобы здесь тренироваться. Потрясающие ориентиры, созданные самой природой, вдохновили наших практикантов на полноценную работу. Практика здесь оказалась очень продуктивной: почти весь день отрабатывали движение по линии, поворот яхты на 90°, подход к причалу и, конечно, полноценную швартовку - с отдачей якоря и швартовых. Каждый по очереди должен был выполнить все задания. Инструктора спуску не давали: и Андрей, и Алексей гоняли ребят по кругу - до тех пор, пока нужный результат не будет достигнут. Не обошлось и без жёстких напутствий: «Включайте голову – иначе так и будете ходить пешком!»

Но нужно было видеть счастливые улыбки на лицах наших практикантов, когда наконец-то их манёвры становились всё профессиональнее.

 

"Это такое удивительное чувство, когда я только что САМ пришвартовал яхту", - в глазах Юры горит огонь.

Вечером из Эрмиони отправились в бухту Докос и заночевали на якоре. Вот она - настоящая романтика! Размытые очертания гор в полной темноте, золотистые огоньки виднеющегося вдалеке городка, яркие звезды над головой... Даже посчастливилось наблюдать восход луны из-за гор – это необыкновенное зрелище!

Но нельзя забывать, что у ребят не увеселительная прогулка, а морская практика, а значит внимание сконцентрировано на все сто: распределена ночная вахта, чтобы попарно следить за ночной обстановкой и безопасностью.

 

Ночь прошла без происшествий, и рано утром ребята вышли на Порос. Ветер был слабенький, поэтому спокойную погоду использовали для отработки ситуации «Человек за бортом». После недолгих споров, кто же будет моделью для спасения, собрали из кранцев нового члена команды: знакомьтесь, наш греческий друг Панайотис!

Бедняга Панайотис был неоднократно сброшен за борт и героически спасён. Кстати, подобрать упавшего за борт – очень непростая штука. Нельзя просто подойти к нему на яхте, здесь следует учитывать множество факторов: яхтой закрыть упавшего от ветра - с наветренной стороны; вовремя выключить мотор, чтобы не травмировать человека работающим винтом; багром подцеплять ближе к корме. Одним словом, зачёт по спасению человека за бортом оказался котом в мешке, где каждая ошибка как на ладони, а цена ошибки – здоровье и жизнь человека.

 

На острове Порос ребятам предстояла тренировка в швартовке лагом. Как оказалось, такой тип швартовки более сложный, чем швартовка кормой. Несколько подходов-отходов – и уже начинает вырисовываться внятная картина. Снова практика, практика и практика – только так со временем будет получаться всё так же слаженно, как у наших инструкторов.

 

Пока не село солнце, отправились в Русскую бухту – здесь же, у берегов Пороса. Потрясающе красивое уютное место, где можно погрузиться в состояние полного умиротворения. Но практикантам рано расслабляться – их ждал тузик. Тузик – резиновая лодка с подвесным моторчиком, которая позволяет при стоянке на якоре доплыть до берега. Опробовали тузик с удовольствием, тем более окрестности Русской бухты к этому очень располагают. После этого наконец-то искупались!

 

Никита смеется: «В моих представлениях о морской практике я купался каждый день утром, в обед и вечером! Только об этом, наверное, не нужно писать….» Действительно, дни были настолько насыщенными практическими тренировками, что о купании никто даже не вспомнил.

Морская практика - это не только обучение управлению яхтой. Это умение договориться с другими, распределить обязанности, обусловленные будничными заботами: будь то приготовление обеда, уборка, или контроль за наполненностью баков с водой. Шкипер должен держать в голове массу информации, чтобы обеспечить безопасность и комфортное пребывание на борту всей команды. Со временем это дойдет до автоматизма, и уже будет не так сложно одновременно совмещать корпение над картами, организацию отхода из марины и поддержание порядка на борту. Это опыт, и он необходим: только самоорганизация и зрелый подход смогут выковать из вас крутого шкипера, с которым не страшны любые условия.

 



Похожие страницы


Комментарии/ 0


Оставить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
НАШ БЛОГ

В нашем блоге интересную и полезную информацию для себя найдут как опытные яхтсмены, так и новички. А также мы будем извещать вас о всех наших событиях и мероприятиях. Советуем подписаться на нашу рассылку, чтобы первыми получать свежие новости и предложения!

Подпишись и получай лучшие предложения! Экономь до 50% на чартерах!